Немного истории
Вторая мировая война сильно продвинула вперед моторостроение для автомобилей, прежде всего в США.
В первые послевоенные годы Институт нефти, совместно с SAE (Обществом автомобильных инженеров) систематизировал результаты многочисленных исследований смазочных материалов, и в 1947 году предложил классификацию смазочных материалов, исходя из уровня их функциональных свойств. Новые стандарты на масла внесли положительный вклад в развитие американского и мирового автомобильного рынка.
API стандарты действуют с 1947 года до настоящего времени. Основной критерий классификации – это характеристики и типы применяемых автомобильных двигателей. Количество категорий не ограничено и API вводит новые категории постоянно. Следуя за производителями моторов, которые постоянно выдвигают новые требования к маслам.
Основы классификации API
Как работает сложная система смазки современного бензинового или дизельного двигателя и возникающие при этом проблемы, рассмотрено здесь - Классификация моторных масел по SAE
Условные обозначения, принятые в системе API:
1. Первая буква типа масла – это тип двигателя. S – бензиновый мотор (Service). C – это масла для дизельных двигателей (Commercial). T — масла для двухтактных двигателей (two-stroke).
2. Вторая буква (заглавные латинские буквы: A, B, C, D, E и т.д.) обозначает уровень качества масла.
Возможно применение некоторых типов масел, как для бензинового, так и для дизельного двигателя. Например, API CG-4/SH – это дизельное масло пригодно для бензинового двигателя SH и более ранних категорий SG, SF, SE и т.д.
Масла для бензиновых моторов
Категории API SI и API SK отсутствуют.
Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются, категория API SH является "условно действующей".
Действующие категории:
1. SH - лицензированная категория, утвержденная в 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (например, API AF-4/SH).
2. SL - стандарт введен в 2001 году. Превосходит стандарт SJ по стабильности энергосберегающих свойств и пониженной летучести, а также допускает удлиненные интервалы замены.
3. SM - Введена в ноябре 2004 года. Имеет повышенные требования к смазывающим материалам относительно стойкости к окислению, защите от отложений, износа и т.д.
4. SN - введена в октябре 2010г. Это высшая сервисная категория для автомобилей с бензиновыми двигателями. Масла API SN улучшены по сравнению с API SM в областях окислительной стабильности и контроля отложений и шламов, а также минимальное содержание фосфора. API ввело стандарт Resource Conserving (ресурсосбережение), который может использоваться в связке с API SN.
Пример маркировки ресурсосберегающего масла:
Масла для дизельных моторов
Маркировка масел производится по аналогичной системе. Для 4 тактных дизелей применяется литера «4», для двухтактных «2».
Категории API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-2 на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в ряде стран такие масла выпускаются до сих пор.
Действующие категории:
1. CE – для высокофорсированных перспективных (с 1987 г.в.) двигателей с высоким турбонаддувом, работающие в тяжелых условиях, может использоваться вместо масел классов CC и CD.
2. CF – с 1994 года. Масла для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском. Заменяет масла CD.
3. CF-2 введена в 1994 году. Улучшенные характеристики, используется вместо CD-II для двухтактных дизельных двигателей.
4. CF-4 – с 1990 года. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо CD и СЕ масел.
5. CG-4 – с 1995 года. Для двигателей быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий.
6. CH-4 – с 1998 года. Для быстроходных четырёхтактных двигателей. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел.
7. CI-4 – с 2002 года. Для быстроходных четырёхтактных двигателей. Заменяет CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4 масла. В 2004 году была введена дополнительная категория API CI-4 PLUS.
8. CJ-4 – введена в 2006 г. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, по нормам токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах.
9. CK-4. Предназначены для быстроходных четырехтактных дизелей, соответствующим требованиям стандартов выбросов 2017 модельного года для на трассах и стандарту Tier 4 для внедорожных условий, а также для двигателей предыдущего модельного года.
Пример маркировки современного дизельного масла:
Американская классификация API охватывает практически весь спектр смазывающих материалов.
Системы API - ILSAC предназначены для американских и японских автомобилей. В Европе действуют несколько иные стандарты, однако подавляющая часть масел, поступающих на европейский рынок, маркируются знаками API.